В этом году начнутся работы по демонтажу нынешнего строения и закладке нового
Об этом говорят уже несколько лет. Этого ждут, заранее жалея одно из главных архитектурных украшений города и одновременно желая достойных условий и безопасности в новом здании. Итак, железнодорожный вокзал станции Сальск в 2018 году снесут.
Останется только на фото
На перроне остановился очередной поезд дальнего следования. Бледные пассажиры едут из северных регионов за своей порцией солнца к Черноморскому побережью. Люди высыпали на перрон, покупают мороженое, выбирают, принюхиваясь, дыни.
Кто проезжал Сальск в былые годы, замечают, что здание вокзала огородили забором. Тянутся за смартфонами: надо бы на всякий случай сделать фотографию…
Визитная карточка города, которая всё лето мелькает в соцсетях путешественников, проезжающих через станцию Сальск, — здание железнодорожного вокзала — скоро останется только на фото да в памяти сальчан. Аварийное состояние, невозможность восстановления, несоответствие современным требованиям обслуживания пассажиров — по этим причинам уже в этом году здание разберут, и через два с лишним года мы будем покупать билеты на поезда в совершенно новом вокзале.
«Сальская степь» встретилась с начальником вокзала Еленой Неижмак , поговорила со строителями, подняла свои архивы и другие источники, чтобы рассказать вам о сальском железнодорожном вокзале — нынешнем и будущем.
Вокзал со стороны улицы Ленина. Фото редакции.
История вокзала — история города
Переоценить роль железной дороги в судьбе нашего города сложно. Созданная в 1899 году станция Торговая (да, в следующем году наша станция Сальск отметит 120 лет со дня рождения!) для обслуживания железнодорожного движения по ветке «Тихорецкая – Царицын» стала центром притяжения людей, центром будущего поселка Торговый, который вместе со старшим соседом, селом Воронцово-Николаевским, стал городом Сальском спустя 27 лет после появления станции. На смену деревянному домику, в котором работал билетный кассир, в начале минувшего века пришло капитальное здание вокзала, которое было безжалостно уничтожено в июле 1942 года во время налета фашистской авиации.
Проект нынешнего вокзала был разработан в 1947 году. Елена Николаевна Неижмак достает из строгого ряда объемных папок на стеллаже пухлую зеленую, которой не один десяток лет. Из нее извлекает пожелтевшие от времени, но еще прочные сложенные листы — «Техно-рабочие чертежи вокзала» центральной архитектурной мастерской Министерства путей сообщения «Союзтранспроект», с указанием фамилий автора, исполнителя, проверяющего, главного архитектора и инженера. В них — весь нынешний вокзал в цифрах: например, высота здания до конька — 10,5 метра, расстояние от пола до потолка в центральной части вокзала — 6,69 м, один зал ожидания — 15х6 м, второй — 18,5х10 метров…
Раньше в центральном зале работали билетные кассы. Фото редакции.
На хрупких женских плечах
Строить его начали в 1949 году: тогда узловая станция Сальск была преобразована в отделение СКЖД. Восстановление вокзала было длительным и тяжелым. Воспитанница Дома пионеров и школьников Дарья Ломакина в своей исследовательской работе, посвященной архитектуре нынешнего здания вокзала и ставшей победителем областного конкурса, подняла архив администрации района. Нашла воспоминания И.И. Пантюховой, участницы этих событий: «Работы велись вручную, и выполняли их, в основном, женщины… Помню, как по специально сооруженному трапу на носилках поднимали наверх раствор. А кирпичи носили в специальных приспособлениях, устроенных на спинах женщин. Но они не унывали. Разгружают, бывало, вручную песок и песни поют. И только бревна носили молча: видимо, это была самая тяжелая работа».
С тех пор вокзал дважды ремонтировали: в 1981-82 годах, когда были смонтированы подвесные потолки и витражи, и в 1997-1999 годах.
Над головами сотрудников вокзала потихоньку рушится штукатурка. Фото редакции.
По моде 50-х годов
Также Дарья Ломакина определила, что здание выполнено в стиле «сталинский ампир», столь распространенном в архитектуре тех лет. Колонны с западного фасада величественно возвышаются над перроном, а название станции строго обрамлено треугольным фронтоном, портик колонн с востока, со стороны Железнодорожной улицы, украсили часы, арки, лепнина — торжественно и оптимистично. Этими чертами наделено и здание районного Дворца культуры, бывшего ДКЖД, но оно лишено богатого внутреннего убранства, как у вокзала: пассажиры шли по просторной анфиладе от одной пристройки через центральную часть к другой. Кессонированные (с прямоугольными углублениями) потолки, витражи, посвященные сельскому хозяйству, производству, транспорту украсили помещение. По ним можно отследить эволюцию железнодорожного транспорта. В одном из них автор, кажется, заглянул в будущее: уж очень поезд на витраже похож на современный «Сапсан». А на потолке в центральной части здания когда-то было нарисовано звездное небо: старшие поколения сальчан даже ходили сюда на свидания!
Подход к билетным кассам защитили навесом. Фото редакции.
Красиво — из окна поезда…
Да, многие сальчане хотели бы сохранить старое здание: в комментариях к новостям на нашем сайте salsknews.ru звучали просьбы людей сохранить постройку 1950-х годов. К сожалению или к счастью, ее заменит новое здание.
Меньше 70 лет для такого капитального строения — не возраст, но не в этом случае. Уже 20 лет назад по зданию ползли большие трещины, которые сегодня прорезали вокзал насквозь — видны и внутри, и снаружи. Давно на замке даже для персонала подвал, который мог выполнять функции бомбоубежища, лестница на второй этаж и третий технический. С 2003 года кассовый зал и зал ожидания закрыты для доступа пассажиров. Сегодня, если встать спиной к улице Ленина, находясь в этом зале, то покажется, что горизонт заваливается на глазах — пол в середине зала значительно поднялся относительно краев. Такая же картина в зеркальном отражении — на потолке: он провис, зияют огромные дыры от обвалившейся штукатурки.
Потом был закрыт зал ожидания восточного крыла, а с ним и мастерская по ремонту обуви. Уходя на пенсию, мастер рассказал Елене Николаевне, что пришел сюда еще молодым работать, так и протрудился здесь всю жизнь.
Трещина со стороны улицы Ленина проходит здание насквозь. Фото редакции.
… а на деле — страшно
А здание продолжало выживать людей. В западном крыле, где уже много лет располагаются билетные кассы и стояли кресла для ожидания, тоже сыпалась штукатурка, а в прошлом году произошло обрушение большого фрагмента. Проход к кассам обезопасили металлическим навесом, а кресла перенесли в открытую часть центрального блока вокзала, прямо напротив входной двери помещается несколько коротких рядов кресел: глядите друг на друга да на былое величие, спрятанное за решетками и табличками «Опасная зона». Теперь штукатурка падает в коридоре, предназначенном для персонала…
«Кроме того, что здание находится в аварийном состоянии, оно также не отвечает современным требованиям к уровню обслуживания пассажиров, — рассказывает Елена Неижмак. — Нам негде разместить большое количество ожидающих своего поезда. Нет камеры хранения: часто жители нашего района и Калмыкии, отправляющиеся из нашего города в путь, сетуют на то, что нельзя оставить в багажном отделении чемоданы и пойти прогуляться по нашему прекрасному городу. А если с поезда снимут, например, пассажира, чтобы оказать медицинскую помощь в больнице, и ему придется ждать следующий подходящий поезд, человека негде будет разместить — нет комнат длительного отдыха, как и комнаты для матери и ребенка. К тому же здание не соответствует требованиям доступности для маломобильных граждан. Мы не можем разместить в здании точки торговли и услуг. Во время стоянок пассажиры бегут к нам в поисках аптеки, а отправлять их приходится на Железнодорожную улицу: если остановка долгая — успеют купить лекарство».
Перрон. Фото редакции.
Нельзя оставить
Еще в прошлом году по запросу «Сальской степи» в Службе корпоративных коммуникаций Северо-Кавказской железной дороги подтвердили: в 2001 году, после обследования, институт «Кавжелдорпроект» вынес заключение — здание признать аварийным.
Повторное обследование конструкционных элементов здания было проведено в 2010 году по инициативе Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, и в результате было принято решение о том, что его дальнейшая эксплуатация невозможна. При этом было рекомендовано рассмотреть возможность проведения проектно-изыскательских работ для строительства нового здания вокзала.
Эти работы проводились с 2011 года в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД». После получения положительного заключения государственной экспертизы институт приступил к проектированию.
Проект предусматривал поэтапную реконструкцию зала: сначала предполагалось разместить персонал в одной трети здания, а другие две — демонтировать. Но в итоге избран другой путь: в отдельно стоящем здании бывшей камеры хранения будет проведен ремонт, и после в нем откроют кассы, зал ожидания, разместят весь персонал. В это время строители будут разбирать здание.
Два зала закрыты для посетителей, а третий — частично. Фото редакции.
…но спасти пытались
Год назад Юрий Гречко, который был главным архитектором Сальска во время проведения экспертиз, рассказал подробно, как принималось тяжелое решение о необходимости сноса здания вокзала. «Были приняты все меры для его спасения. Основания фундаментов трех частей здания дают неравномерную просадку. Просадка в основании в 2-3 см дает трещину наверху шириной 10 см, угрожая устойчивости ответственных конструкций — балок, ферм, перемычек, арочных сводов.
Большая толщина просадки грунтов под основанием фундамента вызвала первые трещины. Специалисты из Волгодонска пытались усилить фундамент путем силикатизации, но это не помогло.
В итоге архитекторы института «Кавжелдорпроект» разработали более десятка эскизных проектов здания из стекла, бетона и современных панелей.
Картине достанется почетное место в новом здании. Фото редакции.
Начинаем отсчёт
В июне получено разрешение на строительство, после чего подрядная организация приступила к работам по объекту: появился забор, строительные материалы.
Михаил Авдеевич Прышва — старший прораб субподрядной организации «РСК-Дон-Сервис», рассказал подробнее о грядущей стройке: «Как только мы отремонтируем временное здание площадью 170 кв. м и персонал перейдет туда, мы сразу приступим к демонтажу здания. Начнем с восточного крыла. Новое здание будет легче. Под ним разместим 645 буронабивных свай, которые заполним песчано-гравийной смесью, также установим сваи под навес. Новая трансформаторная подстанция, которая разместится на месте нынешней аптеки, тоже будет на сваях.
К 2020 году в Сальске будет построено новое здание железнодорожного вокзала.
Инженерные коммуникации до холодов вынесем за пределы зоны стройки. Здесь будет новая система водоснабжения — почти километр труб диаметром 160 мм окружит будущее здание вокзала. Врезку в железнодорожный водопровод осуществим в трех местах, установим два пожарных гидранта. Также проложим новую канализацию с диаметром труб 315 мм. Перед подключением к городским сетям заменим трубы по Железнодорожной, от улицы Пушкина до здания МЧС. Кстати, первая очередь строительства инженерных сетей уже осуществлена: четыре года назад на улице Пушкина была заменена канализация.
До конца года будет проведен демонтаж здания. Фото редакции.
…и ждем 2020 год
Длина здания составит 55 м, вместе с навесом — 72, ширина — 32 м. Само оно будет состоять из двух кирпичных зданий (в них будут находиться все службы вокзала), соединенных стеклянной галереей. Отделка будет сдержанная — серые композитные пластины и много стекла, и это значит, что внутри помещения будет много света. Высота потолка — 8 метров. Залы ожидания будут как на первом, так и на втором этажах. Для маломобильных граждан предусмотрены два лифта.
Также будет отремонтирован перрон на территории первого пути. Зеленую зону со стороны улицы Ленина постараемся сохранить по максимуму. Вокруг нее появится кольцевая дорога, тротуары будут вымощены плиткой.
На разных этапах на объекте будет задействовано от 30 до 100 человек. Мы планируем около половины набрать из местных рабочих, а высококвалифицированных специалистов приглашать из Ростова.
На строительные работы и благоустройство нам отводится 2 года и 2 месяца, то есть осенью 2020 года ждите, сальчане, новый вокзал!»
Так будет выглядеть новое здание железнодорожного вокзала.
И ещё
«Мы постарались учесть интересы всех, кто здесь работает. Например, парикмахерской предоставим площади на территории вокзального комплекса, — рассказывает Елена Неижмак. – Замечу, что даже в ожидании строительства наш слаженный коллектив прилагает максимум усилий для качественного обслуживания пассажиров».
Кстати, витражи сейчас демонтированы, разобраны. Большинство — в хорошем состоянии, и лишь у двух не хватает элементов. Их Елена Николаевна планирует использовать в интерьере будущего вокзала, например, при зонировании площади. Картина, на которой начальник вокзала узнала вагоны образца 1970-х годов (где изображено прибытие поезда, а вдалеке виднеется целый парк), будет отреставрирована и тоже переедет в новый вокзал, как и уголок, посвященный истории вокзала…
Перрон опустел: пассажиры с мороженым и дынями вернулись в вагоны. Опоздывающая семья забрасывает сумки в поезд, который через несколько секунд тронется. А проводница-красавица бросает последний взгляд на вокзал… Может, через несколько рейсов она уже не увидит знакомое здание на станции Сальск.
Название железнодорожной станции, которое видят пассажиры поездов. Фото редакции.
«БУДЕТ СОВРЕМЕННО!»
«Новое здание будет отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к обслуживанию пассажиров, в том числе — маломобильных групп населения, требованиям транспортной безопасности, — рассказала Елена Неижмак , начальник вокзала ст. Сальск. — Также предусмотрена реконструкция перронной платформы. Проектная документация, подготовленная главным проектным институтом, получила положительное заключение Главгосэкспертизы России. На время строительных работ все услуги вокзального комплекса в полном объеме (билетные кассы, зал ожидания, санитарные комнаты) будут оказываться во временном месте размещения вокзала — в здании камер хранения.
Проектом предусмотрено строительство современного двухэтажного здания прямоугольной формы 55х32 м площадью 2.400 кв. м. На первом этаже будут размещены двухуровневый зал ожидания, кассовый блок, помещения дежурного персонала, помещения полиции, медпункт, санитарные помещения, коммерческие площади. На втором этаже предусмотрен дополнительный зал ожидания с коммерческими площадями, кабинет начальника вокзала, служебные помещения, в том числе — служб безопасности. Отделку фасада планируется выполнить с применением энергосберегающих технологий, будет панорамное остекление.
От 30 до 100 человек будут задействованы на объекте на разных этапах строительства.
Заказчик — ДКРС Москва ОАО «РЖД», проектные работы выполняет РПИИ «Кавжелдорпроект» — филиал «Росжелдорпроект». Генподрядчик — СпМТ «Спецмостотрест» — филиал АО «РЖДстрой», субподрядчик — ООО «РСК-Дон-Сервис».
За прошлые годы освоено более 41,1 млн рублей на производство проектно-изыскательских работ. На 2018 год предусмотрено финансирование размером почти 30 млн на строительно-монтажные работы».
Пока старый вокзал жив, мы сделали много снимков на память. Найти их можно в нашей группе Salsknews в соцсети. Добавляйте свои снимки вокзала на прощанье!
Кристина Круговых
salsknews.ru