Сальчанин не согласен с тем, что нашему городу уже 205 лет
Если еще в 1980 году сальчане отмечали 150-летие города, то спустя годы, покопавшись в ставропольском архиве, наши краеведы обнаружили, что Сальск гораздо старше, и ведет отсчет своим годам с 1812 года. Но в последнее время в центре города сальчане стали замечать надписи «Сальску — 91 год». Сальчанин Валентин Гарбузов считает, что наш город гораздо моложе официального возраста, и мы зря отмечаем его 205-летие.
Для того, чтобы узнать истину, в РДК, в Сальском историко-краеведческом музее, возглавляет который Александр Борщевский, собрались специалисты — краеведы и историки: руководитель музея революционных и боевых традиция «Служу Отечеству» Дома пионеров и школьников Татьяна Лоза, заведующая инновационно-методическим отделом Сальской межпоселенческой центральной библиотеки Людмила Перепеч, Почетные граждане Сальска и Сальского района — Фёдор Болибок и Виктор Плетнёв.
Фото редакции.
Труженик тыла Валентин Васильевич Гарбузов, как и его отец, увлеченно изучает историю города и Сальского района, старается приумножить исторические данные, записывая свои воспоминания. Он предложил свою версию, откуда ведется летоисчисление Сальска.
«Город празднует не свой день рождения, ему не 205 лет, а гораздо меньше! — утверждает Валентин Васильевич. — 1 марта 1926 года в составе городов Северо-Кавказского края Декретом ВЦИК был утвержден город Торговый, окружной центр Сальского округа, и тут же переименован в город Сальск.
А поселок Торговый образовался благодаря тому, что через наши степи указом царя пролегла железнодорожная ветка от Царицына до станции Тихорецкая протяженностью 535 километров. Для обеспечения дозаправки первых паровозов водой и топливом между станциями в километре от села Воронцово-Николаевского была организована станция Торговая.
Фото редакции.
Поселок появился у станции Торговая, которая начала свою работу с запуском железнодорожного движения в 1899 году. Сальск вырос на базе станции! Но станцию и железную дорогу кто-то же строил? Значит, был рабочий поселок с бараками, столовой. А это еще плюс пять-десять лет к истории города».
Поскольку точно дата возникновения рабочего городка для строительства железнодорожной станции неизвестна, Валентин Гарбузов согласился считать точкой отсчета истории Сальска начало железнодорожного движения — 1 июля 1899 года.
«Вы были бы на все 100% правы, Валентин Васильевич, если бы не тот факт, что село Воронцово-Николаевское, которое ведет свое летоисчисление с 1812 года, вошло в черту города в 1957 году решением № 255 Ростовского облисполкома, тем самым увеличивая возраст Сальска!» — ответил Александр Борщевский .
«Зачем брать чужую метрику? Мы не можем прибавлять возраст села к городу, — оппонирует Валентин Гарзубов. — Воронцово-Николаевское умерло, когда его упразднили, прежде чем включить в состав города. Село-то к городу присоединилось! Оно влилось в город, а не город в село, значит и возраст у них один — городской. А так — мы все селяне, получается? Я горожанин!»
«В 1957 году упразднили сельсовет Воронцово-Николаевского, а территория села с его жителями никуда не делась, — ответили сальские краеведы. — Мы же не ведем отсчет, например, от 1804 года, когда появилось село Сандата, потому что это отдельная территориальная единица, а Воронцово-Николаевское слилось с Сальском, став единым населенным пунктом. История с большим уважением относится к более ранним датам, это естественно. Москва же ведет свое летоисчисление с первого упоминания в 1147 году, когда еще и Москвой не называлась».
Таким образом, краеведы и Валентин Гарбузов остались при своих точках зрения. Но встречу все посчитали полезной: воспоминания Валентина Васильевича могут обогатить историю города информацией об улицах и отдельных домах.
Кристина Круговых
salsknews.ru